Нематериальная историко-культурная ценность

Двухосновное (двухслойное) ткачество было известно с древних времен в разных странах мира, в том числе и на территории Беларуси, несмотря на то, что в определенный период изготовление двухслойных ковров стало большой редкостью, техникой этой владели считанные люди. Тем не менее, это традиционный для Беларуси вид народного ткачества.

В Гудевичском государственном литературно-краеведческом музее собрана большая коллекция двухслойных ковров (20 единиц). Шесть из них имеют богатую историю. Остальные сотканы народным мастером Верой Игнатовной Белокоз в период с 1990 года до начала 2000-х годов.

Первый экспонат в этой коллекции появился в 1981 году. Поэтесса Лариса Гениюш, дед которой жил в Гудевичах, пожертвовала музею двухслойный ковер с надписью “1900R”. Благодаря такому ценному экспонату создатель музея Александр Николаевич Белокоз заинтересовался темой двухосновного ткачества и начал искать другие изделия, выполненные данной техникой.

В 1987 г. ксёндз Индурского костела Казимир Жилис пожертвовал для музея двухосновные ковры. Среди них был очень ценный ковер, датированный 1898 годом. Это один из древнейших двухслойных ковров в Беларуси, на котором выткан год. Еще один ковер из Индуры соткан в 1926 году. Он выделяется из всей коллекции своей сюжетностью. Причем, сюжет не в традициях древнего ткачества, а очень современный: под раскидистым деревом воюют собака с волком.

Священник Гудевичской церкви Сень Николай Васильевич также пожертвовал музею двухслойную дорожку. На ней выткано: «Пр. Гудев. церкви. 1932 г.» Еще одну дорожку пожертвовал священник Масолянской церкви.

Таким образом, в коллекции двухосновных ковров нашего музея оказались изделия, сотканные в конце ХІХ – первой половине ХХ века, два из которых имеют более ста лет.

Художественные качества и название «двухслойные» или «двухосновные» вытекают из особенностей техники исполнения: на ткацком станке одновременно создаются две ткани, которые соединяются между собой в местах узора.

Для двуосновного ткачества характерной особенностью является идентичность рисунка на одной и другой стороне полотна. Ковры всегда двухцветные, раньше ткались из шерсти, поэтому были очень теплыми, долговечными, могли застилаться и на одну, и на другую сторону.

Это очень сложный и уникальный вид ткацкого ремесла, что и вдохновило на идею возрождения самой технологии ткачества. И в 1980-х годах, когда сотрудники Гудевичского музея решили заняться изучением техники двуосновного ткачества, то с трудом отыскали единственную в области ткачиху, которая на то время еще ткала двухслойные ковры. Это была Ядвига Августовна Райская (1913-2003) из деревни Одельск Гродненского района. Известно, что в конце 1930-х годов Ядвига Августовна училась двухосновному ткачеству в ремесленной мастерской в г.Сокулка (польск. Sokółka)

От Я.Райской переняла и распространила эту традицию Вера Игнатовна Белокоз (1933 г.р.) – жена основателя Гудевичского музея Александра Белокоза. В 1970 году Вера Игнатовна организовала в Гудевичской СШ кружок, где дети учились ткать закладки, пояса и галстуки. В начале 90-х годов кружок начал работать на базе Гудевичского музея, а Вера Игнатовна уже овладела секретами двухосновного ткачества и делилась ими со своими ученицами. Вера Игнатовна Белокоз имеет статус народного мастера, является лауреатом премии А.И.Дубко.

В 2011 году велась работа по систематизации и обработке собранных материалов. Результаты исследований показали, что сотканные в Гудевичах ковры отличаются от традиционных ковров Я.Райской и композиционно, и расположением узоров. В музее для изготовления двухслойных ковров используют искусственную шерсть – акрил. Цвета были выбраны наиболее контрастные – черный и красный. Поскольку Вера Игнатовна Белокоз раньше ткала перебиристые ковры и они были гораздо более распространены в нашей местности, то и узоры переносились именно с таких вещей на двухслойные ковры, что позволяет теперь говорить об отличительной гудевичской технологии двухосновного ткачества. Как итог – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2011 года № 1214 традиционная технология ткачества двухосновных ковров аг.Гудевичи включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как образец нематериальной культуры с категорией ценности «А»: историко-культурная ценность, полная аутентичность и достоверность которой безусловна и неизменна.

Для популяризации двухслойного ткачества в музее стали организовывать «Мастерскую двухосновного ткачества». Здесь все желающие сначала знакомятся с теоретической частью, где идет речь об особенностях двухосновного ткачества, о мастерах, которые еще работают в этой технике, а потом идет знакомство с процессом: снование основы, заправка ткацкого станка, создание двойной ткани. Приобретен и современный складной ткацкий станок, с которым сотрудников музея можно встретить на различных мероприятиях, где презентуются народные ремесла. На них ткется двойное полотно, чтобы показать как можно большему числу людей уникальную технику двухосновного ткачества.